В Музее городского электрического транспорта открылась уникальная выставка, посвящённая 120-летию ледового трамвая. Такой транспорт ходил по льду Невы с зимы 1895 по зиму 1911 года. «Ледовый трамвай» пользовался успехом у петербуржцев, он даже упоминался в стихах. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, на которой представят уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, открытые для всеобщего обозрения впервые.
Несмотря на то, что ледовый трамвай был очень популярен у современников, сегодня эта яркая страница не только в истории городского транспорта, но и главной водной артерии нашего города малоизвестна широкой общественности.
В 1880 году Федор Аполлонович Пироцкий провел в Петербурге испытание двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества. Это и был первый российский трамвай. К концу 1890-х годов трамвайное движение открылось уже в 13 городах Российской империи. Однако в Петербурге его развитие сильно затянулось из-за противодействия Акционерного общества конно-железных дорог, чьи интересы ущемлялись. Именно им принадлежали уникальные права на использование действующей маршрутной сети города.
В следующий раз электрический транспорт появился в Петербурге уже зимой 1895 года…на льду Невы. С ходатайством о проведении таких опытов в Петербургскую Городскую управу обратился Рафаил Карлович Гартман, учредитель «Правления Общества финляндского легкого пароходства» — ледовая трамвайная линия уже не затрагивала интересы владельцев конок. Сначала вагончики спускали на лёд с горок, подобных тем, что строили на Масленицу. Двигались они своим ходом, как на «американских горках». Проект имел успех, и Гартман предложил инженеру-технологу М.М. Подобедову создать электрическую версию переправы, которая работала одновременно с «автоматической». Впоследствии Р.К. Гартман передал Подобедову права на эксплуатацию ледового трамвая.
«Пользуясь нынешней хорошей — устойчивой — зимою, общество финляндского легкого пароходства соорудило в Петербурге, на “царственной Неве”, первую в нашей столице электрическую железную дорогу. Она проведена от спуска Дворцового моста, со стороны Адмиралтейской набережной, к Мытнинской набережной и является большим удобством для обывателей Петербургской Стороны, которые за две копейки имеют отличное скорое сообщение с центральными частями столицы», — писал об этом событии журнал «Всемирная иллюстрация».
Первая линия «Ледового трамвая» проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.
Ледовый трамвай эксплуатировался вплоть до зимы 1910/11 года – уже наряду со своим «сухопутным» собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ на льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование. Электрический трамвай на льду Невы запечатлен на старых открытках 1900-х годов. Горожане не сразу привыкли к названию нового вида городского транспорта. Поэтому на открытках были надписи: «Электрическая дорога через Неву зимой», «Электрический перевоз через реку Неву», «Электрическая конка».
Ледовый трамвай упоминался и в стихах.
Так, Владимир Набоков в стихотворении «Петербург» («Мне чудится в рождественское утро…») писал:
Приземистый вагончик темно-синий,
Пером скользя по проволоке тонкой,
Через Неву пушистую по рельсам
Игрушечным бежит себе…
Выставка, посвящённая истории появления ледового трамвая, открыта для посещения в Музее городского электрического транспорта ежедневно, кроме понедельника. Экскурсии начинаются в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00.
По материалам: ГЭТ. Электротранспорт Санкт-Петербурга и Музей электрического транспорта.