Стоимость пилотного участка сверхскоростной вакуумной транспортной системы Hyperloop от границы КНР до Зарубино составит 30-40 млрд руб. Такую оценку дал министр транспорта России Максим Соколов в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). По его словам, в рамках ПМЭФ проект обсуждался с представителями компании Илона Маска. «Мы договорились, что предложим в качестве первого «пилота» этой компании проект развития коридора «Приморье-2»: 70 километров между КНР и Приморским краем, выход на порт Зарубино. Коллеги утверждают, что инфраструктура будет дешевле железнодорожной, то есть о 70 километрах можно говорить в пределах 30-40 миллиардов рублей», — заявил Соколов.
Предложение Министра транспорта можно только приветствовать. Весь мир сейчас смотрит в будущее, ищет новые технологии. Заниматься только развитием ВСМ было бы неправильно. К России многие относятся сегодня как к окраине цивилизации, и если в нашей стране появится первый Hyperloop, это будет во всех смыслах прекрасная новость – она повысит мировой статус РФ, будет способствовать деловому сближению с США. Но для начала необходимо провести точное экономическое обоснование проекта, поскольку утверждать, что инфраструктура Hyperloop будет дешевле железнодорожной, пока рано. Еще нет полностью рабочей модели, до сих пор непонятно насколько дорогим будет проект для пассажиров.
Все помнят печальный опыт Конкорда: путь между Лондоном и Нью-Йорком занимал 3 часа 20 минут, однако билет «туда-обратно» стоил $10500. Поэтому пока речь идет о подготовке и исследованиях – Hyperloop планирует открыть российский филиал, и уже создана рабочая группа по изучению перспектив внедрения технологии сверхзвуковых поездов в России, в нее входят представители РЖД и Hyperloop. Мысль о том, что путь из Москвы в СПб может занять 35 минут, будет стимулировать и разработчиков и чиновников. Вообще, Россия с ее незастроенными просторами – идеальное место для строительства Hyperloop.
Однако у этого проекта есть конкуренты – высокоскоростные поезда, которые более вместительны, а главное, привычны. Потребуется примирить психику человека с перемещением на огромной скорости в закрытой трубе. Разработчики Hyperloop сейчас решают эту важную проблему.
Прежде чем появится первая ветка, предстоит сделать очень много работы. Вряд ли стоит ожидать результата раньше, чем через два-три года. А если вспомнить, как долго Россия раскачивается с реализацией первой ВСМ, то реализация Hyperloop может занять лет пять как минимум. Однако ситуация облегчается тем, что российская сторона обсуждает реализацию Hyperloop в рамках транспортного коридора по перевозке грузов, пассажирские перевозки дело еще более далекого будущего.