181 год назад было утверждено «Положение об учреждении общества акционеров» для строительства первой железной дороги в России. Положение подписал император Николай I.
21 марта 1836 года император Николай I утвердил «Положение об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». К этому времени все предварительные работы по составлению проекта первой железной дороги в России были завершены, а также собрана необходимая часть капитала для начала ее строительства – 3,5 млн рублей (по сообщению пресс-службы РЖД).
Учредителями акционерного общества стали граф Алексей Бобринский, Франц Антон фон Герстнер, советник коммерции Бенедикт Крамер и консул Франкфурта‐на‐Майне Иоахим Плитт. Алексей Бобринский, в свою очередь, также был избран учредителями на роль Председателя правления Компании и отвечал за решение финансовых вопросов. Руководство строительством дороги и управление ее эксплуатацией было возложено на Франца Герстнера.
«Положение» непосредственно определяло основные условия строительства железной дороги и создания капитала учреждённой Компании, порядок отчуждения земли и сноса построек, расположенных по направлению будущей железнодорожной линии.
Кроме того, согласно «Положению» акционерное общество пользовалось всеми льготами, которые полагались казенным работам, самостоятельно определяло количество и цену акций, расходовало собранный капитал, регулировало условия найма мастеровых и рабочих, решало все вопросы относительно строительства дороги и внутреннего устройства Компании.
В подготовительный период перед непосредственно началом строительства первой в России железнодорожной линии от Санкт-Петербурга до Павловска акционерам пришлось решать целый ряд серьезных проблем, как, например, получение разрешения у великого князя Михаила Павловича, которому принадлежал Павловск, на прокладку железной дороги и возведение станции в парке или покупка для тех же нужд частных земель в черте северной столицы. И уже 1 мая 1836 года было начато строительство железной дороги.
По материалам Конкретно.ру